Конечно, если бы мы не боялись, выжить было бы крайне сложно. Мы бесстрашно переходили бы оживленное шоссе, бегали по крышам и босиком гуляли среди ядовитых змей. Схема реакции страха у человека отточена в процессе эволюции. Однако параллельно существует еще один путь ее формирования – индивидуальный.
В 1920 году психологами был проведен крайне неоднозначный эксперимент.
Джон Уотсон выбрал испытуемым 11-месячного малыша Альберта и попытался привить ему страх перед крысами. До исследования ребенок относился к этим животным с симпатией. Действия экспериментаторов основывались на учении Павлова об условных рефлексах и работе высшей нервной деятельности: в качестве нейтрального стимула, к которому предполагалось привить страх, была взята белая крыса. Как только малыш видел крысу, в кабинете раздавался невыносимо громкий звук. В результате мало того, что ребенок очень быстро научился бояться белых крыс, плача и пытаясь сбежать всякий раз, когда видел хоть одну, он также начинал плакать в присутствии других пушистых зверей и даже маски Деда Мороза с белой бородой.
Ровно как и страх маленького Альберта при виде белых крыс, фобии, например, страх собак, страх выступлений, страх показаться глупым, страх плохой оценки, скорее всего, также имеют в основе условный рефлекс. Случается, человек был укушен собакой в раннем возрасте. Десятки лет спустя его мозг (в частности, уже знакомая нам миндалина) продолжает связывать вид собаки с болью от укуса.
Таким образом, большое количество страхов мы приобретаем в течении жизни начиная с самого маленького возраста: из семьи, в школе и тд. Очень часто страхи остаются даже не осознаваемыми нами, так как ассоциации и реакции прописываются глубокого в подсознании, действуя на нас "из под тишка", ограничивая наши ресурсы для творчества и проявления себя в мире.
Страхи каждого человека имеют некую индивидуальную окраску. Кто-то боится больше одного, кто-то – другого, кто-то чуть меньше, кто-то больше.